Форма входа





Вторник, 21.05.2024, 11:03
Приветствую Вас Гость | RSS
КАВКАЗ. ЭКСПАНСИЯ ЕРМОЛОВА
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Казацкая станица

особенности терской свадьбы 2 часть

Предсвадебные обряды. 

Первый этап включает в  себя  сватовство, сговор, осмотр хозяйства  жениха  и  т.  п.

      Тех,  кто  сватал девушку, в большинстве станиц называли сватами.  Сватов выбирали родители жениха, обычно из числа своих родственников. Чаще всего к родителям девушки посылали 2—3 сватов, среди них были и мужчины, и женщины. Сватами, как правило, были люди пожилые, опытные,  они  обязательно  должны были состоять в браке, причем, именно в первом  браке    «первой  судьбы». Вдовам, вдовцам, а после  появления  разводов  и  разведенным,  никогда  не поручали сватовство.  Родители жениха и он сам никогда не шли в дом невесты до тех пор,  пока  не получали предварительного согласия  на  брак.

Сватовство обычно происходило вечером. Придя к  родителям  девушки  сваты заводили иносказательный разговор. Едва ли  не  во всех  станицах  этот  разговор  начинался  с  .вопроса:   «У   вас   телочка продается?» или «У  вас  есть  телочка  продажная?» 

 Когда предварительная договоренность о свадьбе была достигнута, у  жениха и невесты спрашивали согласия на брак.  Такое  согласие  они,  как  правило, давали  независимо  от  того,   как   в   действительности   относились   к предстоящему браку.

Осмотр хозяйства жениха. После сватовства  родственники  невесты  шли  или ехали к жениху печь смотреть, то есть осмотреть дом, двор, хозяйство  семьи, в которую они  собирались  отдать  свою  дочь.   Если жених и невеста жили в одной  станице  (что  бывало чаще), то ее родителям, конечно, было известно,  насколько  состоятельны  их будущие  родственники,  но  обычай  соблюдался  и  в   этом   случае,   хотя родственники невесты и жениха  не  столько  осматривали  хозяйство,  сколько продолжали праздновать сватовство.

   Кладка.  Обычно  в   ходе   сватовства   родители   жениха   и   невесты. договаривались о расходах на свадьбу. Жених должен был заплатить родителям невесты  «условленную  сумму  денег, смотря по состоянию. Иногда, вместо денег (или вместе  с ними) жених дает одну или  несколько  лошадей,  быков,  коров,  баранов  или известную меру пшеницы, муки, проса, а иногда отдает рощу, сад и т. п.».   Как  правило,  взнос  жениха состоял  из  денег,  продуктов  питания,  предметов  одежды  или   домашнего обихода, необходимых для приданого.   Все  эти  припасы  были предназначены для свадьбы. Но в отличие от  калыма,  известного  многим народам Кавказа, кладка  в  казачьих  станицах  не  оставалась  у  родителей невесты, а тратилась ими на свадьбу или на приданое.

Сговор был едва ли  не главным  обрядом  предсвадебного  цикла.  Именно  во  время  сговора   здесь «сводили» жениха и невесту, а также  заключали  окончательное  соглашение  о свадьбе. В день сговора торжественная процессия с песнями  отправлялась  из дома жениха в дом невесты. Во  двор  все  входили  свободно  через  открытые ворота, но дверь в комнату им открывали только после того, как сваха  трижды читала молитву и просила пустить странников погреться. Родственники  невесты усаживали пришедших за стол,  угощали.  Потом  одна  из  девушек  вводила  в комнату невесту, которая подносила жениху рюмку водки и рюмку вина,  просила отведать. Жених выпивал, целовал невесту, потом подносил ей водку и вино. 

   Затем невеста обносила вином и водкой своих родственников и родственников жениха. На этом своды заканчивались,  но  сговор  продолжался;  родственники жениха и невесты начинали класть руку, скрепляя договор о браке .

   Согласие на брак родители девушки давали несколько раз — вначале  сватам, потом родителям жениха во время  сватовства,  наконец,  окончательное. Как же выражалось согласие  или  отказ от брака? Во всех станицах сваты, направляясь в дом девушки, брали  с  собой хлеб и водку или вино. Все это было завернуто в платок или  в  полу  одежды. Если родители девушки не хотели выдавать ее замуж, то они возвращали  сватам их хлеб и выпивку — это  означало  отказ.   Иногда сваты, потерпев неудачу  в  одном доме, шли во второй, в третий, до тех пор, пока им  не  удавалось  засватать какую-нибудь девушку. Если родители девушки согласны были выдать  ее  замуж, то они принимали принесенные сватами или родителями жениха хлеб и водку. Во время сватовства, после того, как  жених  и невеста давали согласие на брак, и после общей молитвы мать  невесты  ломала (но не резала) на куски хлеб,  принесенный  «старостами»,  и  раздавала  его родственникам. Очевидно, что  вместе  с  молитвой  этот  ритуал  должен  был скрепить договор о браке . Иногда  во время сговора, после того как сводили жениха и невесту, их родственники начинали класть руку. Вначале родственники невесты, обернув правые руки в платки, фартуки и полы одежды, клали их на хлеб, принесенный отцом жениха, потом клали руки родственники жениха и сверху — его отец, который говорил, что после этого не должно быть никаких  отступлении от заключенных условии.

Во время сватовства, после того, как жених и невеста давали согласие на брак, кто-нибудь из присутствующих, чаще всего невеста,  разрезал принесенный сватами хлеб. обычно на 4 части, и давал их  родителям жениха и невесты. С того момента, как девушка разрезала хлеб, она  во всех станицах считалась просватанной.  

 Запой. Важное значение в заключении брачного соглашения придавалось также  совместному питью. Кроме хлеба, сваты приносили в дом жениха водку или вино.  После того, как невеста разрезала хлеб, родственники жениха и невесты  вместе выпивали эту водку.

  Невеста дарила  жениху  платок  по  время  сговора,  когда подносила ему вино. Подарки  служили  своего  рода залогом предстоящей свадьбы.

   Так  или  иначе,  когда  соглашение  о  свадьбе  было  заключено  и   все необходимые обряды выполнены, ни одна  из  сторон  не  могла  отказаться  от брака,  а  если  отказывалась,  то  должна  была  выплатить  другой  стороне определенную сумму денег.

   Через несколько дней после сватовства родители невесты шли в дом жениха и там  договаривались  о  том,  на  какой  день  назначить  венчание.  

    Посиделки и вечеринки. После сватовства, в  доме  невесты  едва  ли  не  ежедневно  собирались  ее  подруги, помогали ей шить и вышивать приданое, а  также  подарки  для  жениха  и  его родственников — платки, кисеты, карманы для свекрови. Это и  были  посиделки.  Кроме  них устраивались вечеринки —  в  доме  невесты  собиралась  молодежь,  проводила время в песнях, плясках, играх.

После ужина близкие подруги невесты (из  ее  гурта)  оставались  ночевать  у нее. Жених тоже ночевал у своей невесты, а вместе с ним — те из  его друзей, которым девушки разрешали  остаться.  жених  по  просьбе

друзей потихоньку спрашивал у каждой из девушек, согласна ли  она  того  или

иного из них оставить ночевать. Спать укладывались парами: невеста с женихом на кровати, девушки на полу рядом со своими ухажерами,  но «сны эти невинны», как подчеркивалось в описании  свадебной  обрядности 

  За 2—3 дня до свадьбы  начинался  новый  этап  предсвадебной  обрядности, связанный непосредственно с подготовкой к свадьбе. 

   Каравай. За день или за два до свадьбы  пекли  свадебный обрядовый хлеб. Он имел несколько  разновидностей.  Прежде  всего,  это  был большой круглый каравай. Каравай украшали шишками и птичками из теста,  калиной,  но  главным  его украшением была ветка или верхушка дерева.

       Каравай украшали девушки — подруги невесты. 

 

Посещение кладбища невестой-сиротой было еще одним предсвадебным обычаем. Она шла туда обычно накануне свадьбы, иногда в день  свадьбы  или  один  раз накануне, второй раз в день свадьбы, но в любом случае рано утром  или  даже ночью.  На  могиле  отца  или  матери  невеста  причитала,  просила  у   них благословения.

.

Категория: Казацкая станица | Добавил: avalon-vp (15.06.2009)
Просмотров: 2074 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024