Форма входа





Вторник, 21.05.2024, 10:56
Приветствую Вас Гость | RSS
КАВКАЗ. ЭКСПАНСИЯ ЕРМОЛОВА
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Казацкая станица

особенности терской свадьбы 3 часть

Свадебная обрядовость.

После окончания всех предсвадебных,  подготовительных  обрядов  начиналась собственно   свадебная   обрядность.   Первым   днем   свадьбы   считают день, в который происходило венчание.  Венчались  в  церкви   обычно   в   воскресенье. Продолжительность   свадьбы  зависела    от имущественного положения  семей  жениха  и  невесты,  но,  как  правило,  на свадьбе  «гуляли»  не  меньше  недели. 

. Жениха и невесту  называли  князем  и  княгиней,  молодыми.  Жениха сопровождали его неженатые друзья и родственники —  бояре.  Главный  из  них назывался старшим боярином или просто  боярином,  или  просто  старшим,  или шафером.  Главным  распорядителем  на свадьбе был  дружко    женатый  мужчина,  знаток  обычаев.  Чаще  всего  им становился родственник жениха, который сватал невесту. Во время свадьбы  ему помогала сваха или сватка — замужняя родственница жениха,  тоже  принимавшая участие в сватовстве.

   У невесты были дружки — девушки, ее подруги  и  родственницы,  среди  них выделялась старшая дружка, которая сопровождала невесту  во  время  свадьбы. Как и у жениха,  у  невесты  была  своя  свашка  или  подсвашка    замужняя родственница.

      В первый день свадьбы  во  всех  станицах  совершались  многочисленные  и разнообразные обряды — венчание, выкуп невесты  и  ее  приданого,  осыпание молодых в доме жениха, раздел каравая, дары и т. п. Свадьбу относят к числу «переходных» обрядов. В ходе свадьбы жених и невеста переходили  из  группы молодежи в группу взрослых людей, состоящих в браке.

   У зажиточных казаков было  принято  после венчания служить молебен в доме жениха, тогда жених и невеста  шли  туда  из церкви. Однако чаще жених и невеста возвращались  после  венчания  каждый  в свой дом. Родители встречали своих детей с хлебом-солью и  иконой.  Жених  и его  бояре  верхом,  джигитуя  по  дороге,  отправлялись  домой  к  старшему боярину, потом по очереди ко всем остальным боярам. Точно  так  же  невеста, но пешком, с  песнями  обходила  всех  своих  дружек,  начиная  со  старшей. Побывав у всех бояр, жених вместе с ними возвращался к  себе  домой,  угощал их, мать жениха дарила им платки. После этого свадебный поезд отправлялся  в дом невесты, поезжане получали там подарки от ее отца и  уезжали.  И  только во второй раз поезд приезжал  уже  за  невестой. 

   Невесте в день свадьбы заплетали одну  косу,  волосы впереди завивали (плоили). Сверху надевали фату и белый восковой веночек.  В ходе свадьбы невеста меняла свой наряд или,  по  крайней  мере,  прическу  и головной убор. Прямо  за  свадебным  столом,  где невеста сидела рядом с женихом, две женщины  снимали  с  ее  головы  платок, расплетали косу, заплетали две косы (прическа замужней  женщины),  потом  на голову  ей  надевали  шлычку  (похожий  на  чепчик  головной  убор  замужней женщины), сверху—белый платок. Это был один из важнейших свадебных  обрядов, который должен был превратить девушку в замужнюю женщину. 

   Только после того, как невеста была «покрыта», ее можно было везти в  дом жениха.

Вскоре после приезда или же после обеда  и  даров  невеста  выходила  из-за стола и в другой комнате с помощью старшей дружки переодевалась  в  обычный костюм и  надевала  платок.  Изменение  одежды  подчеркивало  изменение  ее социального статуса.

    Как правило, невесту перед венчанием  благословляли  ее родители, жениха — его родители. Молодых  благословляли  иконой  и  хлебом-солью. На полу  расстилали  шубу  вверх  мехом,  жених  и невеста становились на нее, кланялись родителям, целовали хлеб и  икону.  Иногда вместо шубы расстилали холст или  одеяло.  Невеста  с дружкой становились на колени. 

Если у невесты или женила не было кого-нибудь из родителей;  то  вместо  них благословлял крестные.

Приезд жениха за невестой  проходил  примерно  одинаково. Жениха сопровождал свадебный поезд -  дружко,  сватка,  бояре  т.  д.

Подъехав к дому невесты,  они  останавливались  перед  закрытыми  воротами, которые охраняли родственники  невесты,  вооружённые  палками,  кольями,  а иногда и ружьями. Приехавших пускали во двор только  после  того,  как  они давали выкуп — водку, если в ворогах  стояли  взрослые,  или  деньги,  если ворота охраняли подростки.  

После  венчания  подруги  не  сопровождали  невесту  в  дом   жениха,   а возвращались к ее родителям.

   Отъезд невесты из дому. Когда невеста выезжала  или  выходила  со  своего двора, ее провожали песней. .   Свадебный   поезд сопровождался песнями на протяжении всего пути в церковь и из церкви в  дом жениха. 

Выкуп приданого. После того как невесту  увозили  в  церковь  или  в  дом жениха, за ее приданым приезжали женщины    родственницы  жениха.  Приданое обычно состояло из сундука с одеждой и узла с постелью.  На сундуке сидел маленький брат или  сестра  невесты  со скалкой в руках и  «продавал»  приданое.  Женщины  давали  выкуп  и  увозили приданое к жениху. 

   Приезд молодых в дом жениха.  свадебный поезд въезжал во двор жениха «через костер, разложенный, нарочно  для  этого случая, в воротах». , «от колдовства».

   В дверях дома молодых встречали родители жениха с хлебом-солью, с иконой, благословляли.

   Осыпание. Тут же невесту и  жениха  осыпали  хмелем,  деньгами,  орехами, конфетами. 

   Мать жениха, накинув на плечи овчинную шубу шерстью  вверх  и  надев  на  голову вывороченную мужскую шапку, идет в толпе зрителей вокруг  поезда  и  бросает орехи, смешанные с хмелем.  Дорогу  ей  очищает  дружко  с  помощью  длинной хворостины, которой он ударяет  по  земле  будто  бы  для  острастки  толпы. Обошедши таким образом вокруг поезда три раза, она берет  под  уздцы  лошадь молодого рукой, завернутой в полу шубы,  и  обводит  тоже  три  раза  вокруг поезда, после чего, выводя лошадь на улицу, она в воротах сбрасывает с  себя шубу так, чтобы лошадь молодого непременно  прошла  через  нее.  За  молодым трогается со двора весь поезд, причем старший боярин в воротах  стреляет  из ружья.

Свадебные дары. Молодых после их приезда в  дом  жениха  сразу  или  почти сразу укладывали спать, гости пировали без  них,  а  через  некоторое  время молодых поднимали. После этого  жениха  и  невесту одаривали. После приезда жениха  и  невесты  начинался  свадебный  обед  и  дары.

Дружко разрезал свадебный каравай и вместе  со  свашкой  подносил  каждой супружеской паре, присутствовавшей на свадьбе, по два кусочка каравая и  по два стаканчика водки или вина. Гостям раздавали цветы со  свадебной  квитки  или  ветки.

Получив  каравай,  гости  одаривали  молодых.  Расстилали скатерть, привезенную от невесты, складывали в  нее  подарки.  На пол  клали  шубу,  молодые  становились  на  колени, кланялись родителям, благодарили их за подарки.

Деньги новобрачным дарили редко, чаще дарили домашний скот  или  птицу  — телят, овец, поросят, гусят.  Иногда  дарили  зерно,  продукты  или  ткани, особенно если  невеста  была  сиротой  и  некому  было  позаботиться  о  ее приданом. Родители невесты, если они не  были  совсем  уж  бедными,  дарили молодым корову или телку.  Родители  жениха  обычно тоже дарили скот, свекровь могла «подарить» невестке  рогачи,  приобщая  ее тем самым к хозяйству.

Дружко  записывал  прямо  на  стене  комнаты  углем  или  чапельником  от сковороды,  какие   подарки   получили   новобрачные.   Все   подарки   были собственностью молодой  семьи;  если  она  отделялась  от  родительской,  то получала все свадебные дары.

Помещение для новобрачных. Вскоре после даров молодых  укладывали  спать. Как правило, первую  ночь  или  несколько  ночей  они  проводили  в  нежилом помещении — в сарае, амбаре и т.  п.   Кровать для молодых  иногда  устанавливали  в амбаре, прямо над закромами с зерном. 

 Второй день свадьбы начинался с того, что  рано  утром  дружко  и  свашка поднимали жениха и невесту.  Свашка  спрашивала  у  жениха,  что  нести  его теще, шишку или хомут. От ответа на этот вопрос  зависели  едва  ли  не  все обряды второго дня свадьбы.

 Если невеста была «честной», то на крыше дома жениха  вывешивали  красный флажок или платок.

Из дома жениха  в  дом  невесты  отправлялась  процессия,  известием  или  с весельем. По дороге к  дому  невесты  пели  песни,  в  которых воздавалась хвала невесте и ее родителям. 

Свашка и дружко, отправляясь к родителям невесты, несли длинную палку с привязанной к ней красной лентой или палку с красным флажком. Во многих станицах во второй день  свадьбы  гостям прикалывали к одежде красные ленточки.

Утром второго дня свадьбы свашка и дружко или подруги  невесты  приносили от ее родителей завтрак молодым или  жених  и невеста сами шли к родителям невесты завтракать. Завтрак состоял из  курицы и меда, иногда также сладких  пирогов.  Жених  ломал  курицу,  раздавал  ее присутствующим. Это  воспринималось  как знак «честности» невесты, в противном случае жених курицу не ломал.

Гости  в  этот  день наряжались цыганами, врачами, медведями,  мужчины    женщинами,  женщины  — мужчинами. Одного из мужчин наряжали невестой. Веселье и в доме жениха, и  в доме невесты продолжалось до поздней ночи.

Окончание свадьбы. Вся родня жениха и   невесты  собирается  каждая  к  своему  свату (сватом называются тот, кто женит, и тот, кто отдает) и пьют там  до  обеда; после обеда идут к кому-нибудь из родни, а потом опять к свату «до  чепа»  и там пьют до самого света. Так повторяется каждый день, пока не обойдут всю родню.  Все гости приносили в дом жениха, там из кур варили лапшу

Категория: Казацкая станица | Добавил: avalon-vp (15.06.2009)
Просмотров: 1687 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024