Форма входа





Вторник, 21.05.2024, 11:09
Приветствую Вас Гость | RSS
КАВКАЗ. ЭКСПАНСИЯ ЕРМОЛОВА
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Черкесский аул

Христианство у адыгов
В статье рассмотрены вопросы проникновения и распространения христианства среди адыгов, основные этапы становления православия в Адыгее. Дано описание современной конфессиональной ситуации на территории республики.

Упоминания о проникновении христианства на Северо-Западный Кавказ и в города Таманского и Крымского полуостровов относятся ещё к первым годам IV века. Так в Керчи был найден христианский надгробный памятник датированный 304 годом, а в 324 году на Никейском соборе присутствовал Боспорский епископ Кадм (1, с. 84). Согласно существовавшим уже в раннем средневековье преданиям, Зихия, Абазгия и аланские земли в верховьях Кубани являлись местом ссылки многих христиан Римской империи на рубеже III и IV веков. Они являлись одними из первых проповедников христианства на Северном Кавказе. Известно, что этим же занимались и специально посланные проповедники из Закавказья. В VI веке христианство утвердилось в соседней с адыгами Абазгии (Абхазия), где был построен византийцами храм. По словам грузинской летописи, 6-й вселенский собор (680-691гг.) включил адыгские земли в состав Мцхетского (грузинского) патриархата. На основании этого Н. Т. Михайлов считал, что “вполне возможно, что до учреждения Аланской епископии (в X веке)… Черкесия находилась… в некоторой зависимости по делам церкви от Грузии” (4, с.267). Наряду с этим на рубеже VII и VIII веков центром одной из христианских епархий Константинопольского патриархата был город Никопсия, находившийся в Зихии. В месте с Боспорской и Херсонской эта епархия называлась “зихской”. Тогда же существовала “Абазгская” епархия с центром в городе Севастополе (ныне Сухуми). В списке епархий, составленном в 787 году, Никопсийская и Севастопольская епархии названы “абазгскими”. Никопсией следует считать раннесредневековые развалины, сохранившиеся на Черноморском побережье у устья реки Нычепсыхо. В ту пору там жили адыги. На рубеже XIII-XIV веков зихский архиепископ был возведён в ранг митрополита.

Большинство исследователей считает, что христианство пришло к адыгам из Византии. Некоторые же выводят его из Грузии и Руси. Ещё И. Гильденштедт полагал, что, “попечениями грузинского и российского духовенства была введена в Черкесскую землю греко-кефолическая вера”.

Тмутараканская Русь хотя и не была инициатором первоначального насаждения у адыгов христианства, но она сыграла крупную роль в дальнейшем распространении и поддержании этой религии на Северном Кавказе, в том числе у адыгов. Судя по всему, христианизаторская роль Тмутаракани у адыгов была значительной. Одновременно с

Тмутараканью большую роль в распространении христианства у адыгов и особенно алан сыграло Абхазское государство, ставшее в Х веке большой политической силой на Кавказе. Если Тмутаракань оказывала большое влияние на северную и западную части адыгских земель, то их восточная часть (и частично южные районы Причерноморья) находилась под церковным влиянием Севастопольской епископской кафедры и основанной в Х веке кафедры в верховьях р. Малый Зеленчук. А. Н. Дьячков-Тарасов утверждал, что сохранившиеся в верховьях Кубани древние храмы построены в грузинском стиле. Удовлетворительно сохранившиеся храмы византийских времён находятся не на исторической территории адыгов, а по соседству с ней – в Абхазии и в верховьях р. Кубань. В пределах нынешнего Краснодарского края и Адыгеи время уничтожило следы не только храмов, но и других каменных сооружений средневековья. Так, до сих пор не найдено даже место, где когда-то стояли известные из литературных источников церкви и монастыри Тмутаракани и кафедральный храм Зихской епархии в Никопсии. Лишь слабым напоминанием о важном значении Никопсии являются руины крепости с подземным ходом и фундаментами каменных зданий в окрестностях нынешнего села Ново-Михайловского в Туапсинском районе. Следы церквей на Черноморском побережье (севернее р. Шахе) известны между р. Пшадой и г. Новороссийском. За Кубанью, западнее р. Лабы, обнаружены остатки церкви на р. Белой, между г. Белореченском и ст. Ханской. Предположительной датой её возведения является 1171 год. Разнообразные средневековые христианские кресты находили в следующих местах: с. Красно-Александровское, с. Ольгинское, с. Ново-Михайловское, г. Геленджик, г. Новороссийск, г. Анапа, г. Майкоп, ст. Варениковская, ст. Шапсугская, ст. Губская, ст. Преградная, ст. Надёживская, ст. Отрадная, ст. Сторожевая (4, с. 152-161).

Таким образом, топография находок крестов, икон, христианских надписей и церквей показывает, что христианство проникло во все районы, заселённые тогда адыгами. Но наибольшей насыщенностью христианскими памятниками отличаются места, прилегающие к верховьям р. Кубани, по которым проходила важная дорога, связывавшая Северный Кавказ с христианскими очагами в Абхазии. Сравнительно густо встречаются эти памятники и в местах, прилегающих к Таманскому полуострову. Христианская проповедь за р. Кубань проникала именно из этих двух районов. Сравнительно небольшое число вещественных памятников христианства в центральной части Закубанья и отсутствие их в горной полосе этого района свидетельствует о том, что население тех мест не столь значительно было затронуто христианской проповедью.

Помимо распространения христианства
православного толка, Римской Католической Церковью делались попытки привнести в Черкессию христианство в католической его форме. С возникновением в конце XIII и в начале XIV века генуэзских колоний на Азовском и Черноморском побережье Кавказа, начинает проникать к адыгам католичество. В Матреге (бывшей Тмутаракани) генуэзцы обосновались в начале XIV века. Генуэзские колонии сделались опорой римско-католического миссионерства среди окружающего населения. Ещё в начале XIII века были основаны ордены францисканцев и доминиканцев, главным образом для миссионерских целей. В 1346 году в источниках упоминается первый епископ Зихии францисканец Иоанн, назначенный папой Климентом VI в Матрегу. Впоследствии здесь находилась и католическая епископия Зихии. К 1333 году относиться письмо папы Иоанна XXII, адресованное зихскому князю Верзахту, который был обращен в католичество. Папа благодарит Верзатуха за усердие в пользу католицизма.

В 1439 году адыги имели уже одного католического архиепископа, прибывшего в Матрегу, и двух епископов. Но в основном адыги оставались под влиянием греческой религии, тесно переплетавшейся с народными верованиями. Свидетельством этого является нахождение в Матреге в XIII–XIV веках резиденции греческих митрополитов Зихской епархии. В 1396 году упоминается в Матреге “преосвященный” митрополит Иосиф (1, с. 87-89).

Вторым этапом распространения христианства на территории Адыгеи следует считать период с окончания Кавказской войны до настоящего времени. Носителями христианства в этот период в большей мере следует считать славянских переселенцев из центральных губерний Российской империи и их потомков. Первоначально их расселение шло в Прикубанье, после его присоединения к Российской Империи в 1793 году. С этим периодом связано основание г. Екатеринодара, ряда крепостей Кубанской кордонной линии. Затем в период Кавказской войны шло освоение Закубанья (к которому относится современная территория Адыгеи). Были основаны крепости, казачьи станицы, села переселенцев. Одной из таких крепостей был город Майкоп.
Категория: Черкесский аул | Добавил: Philinn (02.06.2009)
Просмотров: 1542 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024