«Дауэ ущыт!» (букв. – «как дела!») – ритуальное приветственное выражение. Говорят её обычно, приветствуя женщин, и когда младший обращается к старшему. Фразу следует произносить дважды. Первый раз в качестве ритуального привествия, второй раз – с вопросительной интонацией.
Эта статья написана в первую очередь для понимания восприятия красоты у адыгов. Что они считали красивым в женщине. Отсюда можно почерпнуть и сравнения, и комплименты,которые, быть может, польстят девушке-черкешенке, но оскорбят девушку европейского склада.
В статье рассмотрены вопросы проникновения и распространения христианства среди адыгов, основные этапы становления православия в Адыгее. Дано описание современной конфессиональной ситуации на территории республики.
Процесс распространения ислама на Северо-Западном Кавказе отличался своеобразием, в значительной мере предопределенным временем и характером распространения учения Мухаммада в этом регионе. В качестве нижней хронологической границы можно принять XIV в., когда в адыгскую языческо-христианскую среду, доминирующей темой которой, по выражению современного кабардинского ученого Б.Бгажнокова, являлся морально-этический кодекс адыгэ хабзэ, стал впервые проникать ислам. Адыги знакомились с догматикой и культовой практикой ислама через торговые, военные контакты и отношения аталычества с Золотой Ордой, соседним государством, официально заявившим об исламе как о своей государственной религии в начале XIV в.
Господствующая вера между черкесскими племенами есть магометанская, секты суннитской. Беспокойная и воинская жизнь, которую они постоянно ведут, охлаждает в них усердие к исполнению обрядов своей веры. Однако-ж, и между ними встречаются примеры строгого исполнения велений Корана, — исполнения доходящего иногда до религиозного фанатизма. Вера Мухаммеда введена между черкесами религиозным усердием Крымских ханов, с которыми они некогда были в тесных сношениях.
Священные рощи были у многих народов нашей страны — удмуртов, чувашей, камчадалов, народов Кавказа: абхазов, дагестанцев, черкесов, осетин и др. Некоторые из таких рощ вошли в состав заповедников — Сохондинского, Алтайского, Кроноцкого, Север-Алтайского, и др. Отношение к священным рощам у всех народов было особенно трепетным. Целые системы запретов — табу —охраняли эти участки леса от вырубания.
Личные имена в адыгских языках, как правило, не склоняются. Если имя употребляется с фамилией, фамилия произносится раньше имени. Ниже приведены наиболее красивые мужские и женские имена.